Психологическое освобождение II

В разработке данного инструмента использовались материалы книг «Отпускание. Путь сдачи» Дэвида Хокинса и «Почему буддизм – это истина» Роберта Райта (в русском переводе название неудачное – «Буддизм жжёт»). А также личный опыт изучения теории и практики буддийской медитации.

Это вторая часть инструмента про психологическое освобождение. Всё сказанное дальше будет подразумевать тот факт, что вы прочитали и осмыслили первую часть. При этом я буду делать как отсылки к некоторым важным моментам, так и прямые повторы для того, чтобы лучше прорисовать основную линию. Тема психологического освобождения крайне специфична и непроста в описании и осмыслении. Прошу вас учитывать этот момент. Если бы работать со своими чувствами было просто, мы бы с вами сейчас не собрались по этому поводу.

В предыдущих сериях

Наши чувства имеют свойство накапливаться и тем самым влиять на весь наш опыт. При этом у каждого человека в этом вопросе свой личный, уникальный рельеф. Кто-то полон сложных чувств, кто-то легче. Кто-то быстро переполняется от того, что ему отказали в просьбе, а другой не накопит лишнего и в по-настоящему страшной ситуации. Обстоятельства влияют на нас и наши чувства, но не являются единственным их условием. Помимо самого происшествия есть ещё непосредственная реакция на него, предыдущий багаж, который был до момента Х, и наша общая способность справляться с теми или иными чувствами и эмоциями.

Отпускание чувств

В прошлый раз мне было важно акцентировать как работу чувств, так и их способность накапливаться и влиять на весь опыт человека. В этот раз основной акцент будет на том, как мы противодействуем своим чувствам. Как пытаемся избавиться от сложного чувства или изменить его на какое-то другое. Мы настолько не хотим испытывать неприятное чувство, что прикладываем усилие (осознанно и нет), чтобы его не было. Мы его зажимаем и заталкиваем назад вглубь. Чтобы не чувствовать. Или выплёскиваем наружу. Чтобы избавиться и опять же не чувствовать. Порой мы активно избегаем какого-то чувства и глушим другими чувствами. С той же целью – чтобы не быть под гнётом конкретных тяжёлых чувств. Не чувствовать.

Во всех случаях мы что-то делаем по поводу чувства. Во всех случаях на действие тратится энергия, которая, сюрприз, это чувство только увеличивает. Мы боремся с чувством тем или иным способом, часто совершенно этого не замечая, а по факту растим как само это чувство, так и новые чувства напряжения вокруг этой борьбы.

Выходом из этого замкнутого круга является отпускание чувства. Или путь сдачи.

Вдумайтесь в слово «отпускание».

Отпустить. Перестать трогать. Перестать влиять. Перестать иметь дело с чувством. Перестать хотеть его изменить. Перестать стремиться его сократить или усилить. Перестать пытаться его выразить или заглушить.

Чувство надо отпустить, перестать трогать любым образом. Перестать влиять на него своими намерениями и внутренними интенциями. Убрать руки от чувства, как называю я это сама с собой. Или сдаться чувству, как говорит Дэвид Хокинс.

Разрешить самому себе чувство. Любое, даже самое тяжёлое. Но это разрешение не имеет ничего общего с выражением чувства. Выплёскиванием своего нутра мы хотим от чувства избавиться. А это опять попытка что-то сделать с чувством, которая, если вы помните, не решает проблемы. Чтобы разомкнуть этот круг, чувство надо оставить в покое.

Отпустить не равно принять. Это близкие понятия, но не одно и то же. Отпускание – это убирание своих рук с горла того чувства, которое вам не нравится. Правда, эти руки, то есть своё противодействие внутренним процессам, желание всё контролировать и на всё влиять, желание чувствовать одно и не чувствовать другое, надо сначала рассмотреть. И сделать это сложнее, чем заметить само чувство.

Подождите, как это возможно?

Как это возможно – отпустить тяжёлое чувство? А если это ненависть, ярость, какая-то форма агрессии?

Как говорит автор книги «Отпускание. Путь сдачи» Дэвид Хокинс:

«Это просто чувство». Это и моя мантра в этой работе. Рекомендую её и вам.

Это просто чувство.

Ничего не будет, если вы научитесь его не трогать.

Чувство возникнет внутри вас, покружит там какое-то время и исчезнет так же, как и появилось. Это свойство всех чувств. Другое дело, когда вы активно включаетесь в борьбу. То самое противодействие чувству. Наше желание избавиться от тяжёлых чувств не даёт чувству сделать свою работу и уйти восвояси, начинается противостояние. Мы давим, чувство подпитывается от этой энергии, сама борьба рождает новые тяжёлые чувства. Круг замыкается. А мы этого еще и совершенно не замечаем. Только общий тяжелый фон по поводу и без.

Так и хочется провести параллель про «деньги к деньгам», потому что и «напряжение к напряжению». Мы напрягаемся на неприятные чувства, пытаемся от них избавиться, но на деле только усиливаем и добавляем нового огня.

А теперь попробуем рассмотреть этот механизм чуть внимательнее.

Это просто чувство

Чувство возникнет внутри вас, покружит там какое-то время и исчезнет так же, как и появилось.

В прошлый раз мы уже говорили об этом – все наши чувства естественны, а негативные чувства ещё и естественно доминируют над позитивными по частоте появления и яркости проявления. Это обусловлено миллионами лет эволюции, это инстинкты и рефлексы выживания.

Итак, с первой частью «чувство возникает внутри вас» всё понятно. Даже ненависть или ярость, если ситуация тому способствует и твои дети, например, в опасности, – это норма. Чувства возникают. Так работает наша психика. Это сигнальные системы. Иногда они срабатывают по делу, иногда в меньшей степени, но сам этот механизм естественен. Другой вопрос, что, как и сигнальная сирена, чувство имеет короткий промежуток активной фазы. Оно кружит внутри около 1-2 часов, где пик проявления приходится всего на 20-40 минут, затем начинает спадать и в итоге растворяется.

Если его не трогать, оно сделает свой цикл и уйдёт. Но если объявить чувству бой и своё несогласие, то это начинает подпитывать текущее чувство и рождать новые вокруг этой борьбы, циклы повторяются снова и снова, а человек живёт в аду тревожности и различного негатива. И повторюсь в который раз, может совершенно этого не замечать. Только общую неудовлетворенность, повышенную тревожность или агрессивность, эффекты в духе «все хорошо, но ничего хорошего» и тому подобное. Итоговых узоров может быть тысячи, но суть одна.

Про пик 40 минут

Почитайте, например, материалы про лечение зависимостей. Самых сложных форм – наркомании и алкоголизма. Приступ непереносимой тяги и ломки длится 20-40 минут в активной фазе. Но абсолютное большинство зависимых людей не выдерживают эти самые 20 минут, такой сильный психологический прессинг они ощущают. Система избавления от зависимостей «12 шагов», например, это в первую очередь про различение чувств внутри себя. Как негативных, так и положительных. Представляете, чему учат людей на реабилитации? Называть свои чувства. И эта система считается очень эффективной.

В вопросе тяжёлых зависимостей различают физиологическую и психологическую ломку. Но с «физикой» как раз расправляются за 2-4 недели, в том числе очищением кишечника и капельницами. А психологические приступы наркотической тяги длятся в активной стадии 1 год. Из них выделяют первый месяц как самый сложный, то есть тех самых приступов по 20-40 минут будет предельно большое количество. Следующие 3 месяца тоже будут сложные, но уже намного терпимее, потом ещё 6 месяцев и весь первый год – трудные, но с каждым месяцем не поддаваться тяге и просто разрешать ей быть будет все легче. Как известно, бывших наркоманов не бывает. Тяга возвращается к наркоманам всю жизнь, но после первого года уже значительно реже, и сила её уже не имеет серьёзной власти, во всяком случае, если сохранять бдительность. Если ты знаешь, что чувство в острой фазе захватывает тебя всего на 20 минут, у тебя есть шанс устоять. Главное, не вступать с ним в перепалку. Не трогать его.

Итак, яркое чувство в своей активной фазе длится недолго. Плюс-минус 20-40 минут на пике и около 1-2 часов в целом. Если вы сможете не трогать своё чувство этот период, оно потухнет и перестанет вас беспокоить. Если у вас есть накопленное чувство, то оно будет возвращаться и возвращаться. Но чем чаще вы будете его не трогать, то есть не реагировать на него, тем реже и реже оно будет вас беспокоить. Каждый раз давая чувству пространство на его цикл, вы будете постепенно от него избавляться.

В Випассане по Гоенке, например, говорят о санкарах, то есть застрявших паттернах поведения и  негативных феноменах ума. Оставаясь в равновесии (= без реагирования) каждый раз, когда они приходят, вы от них освобождаетесь. Здесь самое главное – возможность не трогать их именно в момент их пробуждения и движения по вашему уму и телу. А проявляется это болью и дискомфортом, то есть негативными чувствами и ощущениями, на которые мы привыкли всегда бурно реагировать. От смены позы, если ноге неудобно, до высказывания недовольства, если что-то идёт вразрез с вашим представлением. Если вы продолжаете реагировать, внешне или внутренне, – санкара останется внутри и будет посещать вас постоянно, по поводу и без. А если сможете ее не трогать – то она выйдет и с каждым таким циклом их будет становиться все меньше и меньше.

Это, конечно, мой вольный пересказ, но вполне близкий к тексту. А теперь сравните это с тем, как медитацию преподают сегодня онлайн. С любовью к себе и избавлением от стресса за 5 минут практики в день. Ничего общего.

Технически это выглядит так: если у вас внутри есть много накопленного чувства вины, то оно неизбежно будет вас часто беспокоить. По поводу и даже без повода. Просто взять и избавиться от всего груза вряд ли возможно. Эзотерики, конечно, вам такое легко пообещают, но обещать, как известно, не жениться. Все эти залежи чувства скрыты глубоко в тени и существуют в подсознании, прямого доступа туда нет. Но можно иметь дело с теми проявлениями, которые выходят на поверхность.

Нахлынуло на вас чувство в очередной раз, но в этот раз вы ему не противодействуете. Отпускаете. Убираете от него свои руки, намерения, мысли, реакции и интенции что-то с ним сделать. Даёте ему быть. Перестаёте хотеть его изменить, не боитесь этого внутреннего негатива. Чувство кружит внутри вас какое-то время, но не встречая никакой подпитки и отдачи с вашей стороны, выходит.

И так раз за разом. Через время вы начинаете замечать, что конкретное чувство, например, вина, если вы к ней склонны, стало посещать вас значительно реже. Это путь практического психологического освобождения. Плюс, что очень важно, таким образом вы не накапливаете новый груз. Если вина или страх часто бывают накопленными, то, например, ненависть или агрессия – редкое чувство для мирного времени. Но сейчас другая, выходящая за рамки ситуация. Многие люди испытывают массу тяжёлых, очень нетипичных чувств. Но если они не будут их бояться, не будут им противодействовать – заталкивать внутрь от стыда за ненависть или выплёскивать наружу, надеясь разрядиться, – то ненависть у них внутри не застрянет. А сегодня она может быть даже полезна тем, кто находится в зоне огня. Для точечной мобилизации сил и резервов самосохранения. Потому что провалиться в какую-нибудь апатию, если рядом стреляют, намного опаснее. Пусть лучше адреналин играет. Если он не перельётся через край, то может пригодиться. Организм и психика себя защищают как могут, главное, им не мешать глупостями сытого времени про то, что внутри должен быть только позитив.

Но чувства ведь рождают действия

И это может быть опасно…

Да, чувства рождают мысли, а мысли – действия. Там, где ненависть, до насилия один шаг. И это уже не шутки.

Но это работает только если эти процессы не осознаны и усиленно подпитываются противодействием. Если вы сами спонсируете чувство своей энергией.

Если вы замечаете своё чувство, понимаете его естественное происхождение, не трогаете его, не боитесь, не жмёте и не выплёскиваете, оно начнёт сокращаться, причём достаточно быстро. Редкая ломка длится более 40 минут даже у героинового наркомана, который в этот момент переживает психологический ад. Вы просто не успеете навредить себе за это время. И другой вопрос, если вы поваритесь в аду ненависти не 40 минут, а дни, недели и месяцы, накопите его до краев – тогда это может привести и к саморазрушению, и к насилию. Но вы должны понимать, что дело тут не только в чувстве как таковом, а в том, как вы с ним обращались и как сами же подпитывали.

Дело не в чувствах

Итак, проблема не в самих чувствах, а в нашем противодействии чувствам. Отпускание чувств – это позволение им быть без воздействия на них. Это отпускание страха перед чувствами, потому что «это просто чувства». Они не могут навредить, пока они осознаны и поняты вами. Только неосознанные накопленные чувства вырываются наружу странными мыслями и ещё более странными действиями. Если же вы смотрите на своё тяжёлое чувство, которое появилось как часть инстинкта вашего сохранения, и даёте ему пространство, то оно, не встретив помощи с вашей стороны, растворяется и уходит.

Помните ту историю, когда мы платим 100 рублей за проблему, которая стоит 10 рублей? Здесь близкая история. Начиная возню со своим чувством, мы умножаем его стоимость. И вот ситуация, которая стоит 10 рублей, вдруг выходит нам во все 100. Мы сами его множим, но не потому что оно такое сложное и важное, а потому что мы инвестировали энергию через нажим и сопротивление.

Поэтому так важно разрешить себе ненависть, боль, страх, вину, стыд, ревность. Разрешить, но не погрузиться в это. Просто увидеть естественность этого процесса. И перестать его бояться или «не хотеть». Отпустить чувство. Оно уйдет также, как и пришло.

На примерах

Покажу на примерах. Возможно, не самых удачных, но тем не менее близких.

У человека есть психика. Чувства и эмоции, в том числе и тяжёлые, – это часть её естественных, природных и обусловленных процессов.

Но у человека есть и кишечник. И часть его естественных, природных и обусловленных процессов, например, газы. Иногда во всех отношениях неприятные. Если с кишечником всё в порядке, то газы минимальны и не беспокоят, но они всё равно есть – образуются и выходят. А если с кишечником проблемы, то газы могут стать очень мучительными.

Но даже в самом здоровом организме это есть. И газы, и отрыжка, и пот – то есть неприятные проявление жизнедеятельности. Избавиться от них нельзя. Пытаться зажимать? Ну, вряд ли это здоровый выход. И главное – не поможет. Может, активно проявлять при всех в духе «что естественно, то не безобразно»? Тоже далеко не спасение. Нормальная форма – это общее здоровье кишечника, желудка и всех систем и естественное, аккуратное избавление. Вы не зажимаете, но и не форсируете. А просто позволяете им появляться и аккуратно выходить. Тогда они не беспокоят ни вас, ни окружающих.

Или пример с очищением кишечника. Ни попытка задерживать этот процесс, ни бесконечное стимулирование не являются здоровым подходом для организма. Надо просто не мешать организму делать свою работу, в частности избавляться от остатков жизнедеятельности.

Так же работают чувства и эмоции, только этот процесс намного сложнее. Если психика плюс-минус здорова – все чувства и эмоции в ней появляются, как естественные сигнальные системы, они кричат какое-то время, затем затихают и выходят. Самое правильное – не трогать их. Не бороться, не бежать обязательно выговаривать вслух. И уж точно не надеяться на то, что они возьмут и перестанут приходить. Отпустить. Разрешить делать свою работу – вот единственный выход. И не мешать.

Если вдруг психика не до конца в порядке, истощена, переполнена тревогой, её сигналы могут сбоить – включаться слишком часто, не по делу. Тогда помощь будет такой же, что и при проблемах с пищеварением: вывести себя из пиковой ситуации, а затем дать природе сделать своё дело – заняться самовосстановлением. Если вы будете терпеливо относиться к этим сигналам, не дергаться, не воевать с ними, они со временем восстановятся так же, как и кишечник, если его начать нормально кормить. Как и зависимость, которая не сразу и не просто, но отпускает даже в самых сложных случаях.

В некоторых ситуациях может потребоваться помощь специалиста. Но так же как ни один специалист не способен вылечить пищевую систему, если вы продолжите есть что попало, так и психолог вам не поможет, если вы будете бороться с каждым сигналом своей психики. Осознанно или нет.

Мой опыт

Приведу два примера. Один произошел в начале моей практики медитации. На самом первом ретрите. Второй почти через десять лет. Оба про то, как я заметила излишнее противодействие, убрала его – и ситуация меня сразу отпустила. Как я и говорила, отпускание крепко связано с фактом вашего сопротивления. Только когда вы можете заметить свою хватку, вы можете её отпустить.

Пример первый. Непал

Эта история уже была описана в ранних текстах на Re-Self.ru. Мой первый десятидневный строгий ретрит Випассана.

Непал, Новый год. Ночью и утром холодно, днём выходит солнце и становится веселее. Центр очень простой. Горячей воды нет. Расписание плотное, и у нас почти нет свободного времени. Полноценные полтора часа есть только в первой половине дня. Тогда и предполагается душ. Но в это время солнце ещё не вышло из-за гор. То есть вода не просто холодная, она ледяная, а сами душевые стоят на улице, на открытом воздухе, без крыши.

Каждое утро я боялась даже просто раздеться, не говоря о том, чтобы помыться под такой холодной водой. Но однажды, это было начало четвёртого дня практики, всё изменилось. Накануне вечером нам дали новую практику – сидеть целый час без единого движения. Медитировать без возможности пошевелиться. Это казалось совершенно невозможным. Но я приняла твёрдое решение не реагировать. Хотя бы один час. Далее цитата из моего текста, так как этот опыт я уже описывала:

Когда вы сидите в медитации с твёрдым намерением не шевелиться в течение часа, ваши ноги и спина начинают затекать и болеть. Но если вы не реагируете по привычке (смена позы, отдёргивание, любое шевеление или почёсывание), а смотрите на источник боли со стороны, то она неожиданно проходит. Вдруг резко начинает болеть рука, а спина и ноги полностью расслабляются, как будто ещё каких-то две минуты назад они не казались намертво затёкшими. Потом вы так же смотрите на руку, не реагируя, а просто наблюдая – острая боль переходит в глухую, а потом и вовсе исчезает. Это был потрясающий опыт, который на практике показывает суть:

ЧУВСТВОВАТЬ БОЛЬ И СТРАДАТЬ – НЕ ОДНО И ТО ЖЕ.

Чувствуют боль все, в том числе и душевную, но страдают только те, кто хочет страдать.

После первого часового захода без малейшего движения я вышла с ошеломляющим инсайтом:

Чувствовать холод и мёрзнуть – тоже разные вещи. Можно чувствовать холод, но при этом не обязательно трястись и зябнуть.

Я побежала в душ в 12 утра, когда солнце ещё не успело нагреть наш непальский островок тишины. Мне нестерпимо хотелось опробовать свою находку.

Мы мёрзнем, потому что скукоживаемся (а не потому что на улице холодно). Я расправила плечи и встала прямо. Мы мёрзнем, потому что трясёмся (а не потому что на улице холодно). Я расслабилась, намеренно перестала трястись, наблюдая всё тело. Да, на улице холодно, и я чувствую это, но зачем горбиться и съёживаться? Зачем мёрзнуть?

Мы мёрзнем, потому что боимся ледяной воды (а не потому что на улице холодно). Я спокойно встала под душ. Да, вода холодная, да, я это чувствую. Да, я бы не отказалась от горячей воды, но это не означает, что я должна мёрзнуть. Это не повод тратить остатки энергии на телесную блокировку и защиту от такой воды.

Мёрзнуть – это наша реакция на холод, по сути – наш выбор, и не более того. Можно сделать другой выбор.

С тех пор я перестала сильно мёрзнуть и бояться холодов, хотя с детства была зябликом, простывающим от каждого дуновения ветерка. На практике смогла увидеть разницу между внешними обстоятельствами и нашими реакциями на них.

Говоря нашим сегодняшним языком, я заметила своё сопротивление и противодействие чувству холода. Заметила «надчувства» страха и отвращения, которые испытывала по отношению к чувству холода, и те блоки, которые они давали в моём теле, ведь я физически съёживалась, скручивалась и кривила лицо. Убрав эти «надчувства» и разрешив холоду просто быть, раз его всё равно никуда нельзя было деть, я расслабилась и перестала чувствовать такой сильный ужас, как раньше. Технически я убрала руки от чувства холода, которое было неизбежно в текущих обстоятельствах, и тем самым освободила себя от борьбы и сопротивления, выяснив на практике, что само неприятное чувство от холодного душа – мелочь по сравнению с моей битвой с ним, которая несла ещё вагон тяжёлых ощущений.

Второй пример. Бали

Прошло больше десяти лет. Ретрит на Бали, тоже медитационный, но светский. Строгого расписания дня нет, ты посещаешь практики по желанию и настроению. Тем не менее общий гонг был до рассвета вместе с общей утренней медитацией, которую я желала посещать.

Итак, 6 утра, Бали, часовая медитация. Эта была обычная буддийская медитация, но со странным отличием. Учитель ударял в гонг каждые 15 минут. Просто звук и всё. Четыре раза за час практики. Хочешь не хочешь, а ты знал, сколько примерно времени прошло от начала и сколько ещё осталось. Мне это не нравилось, это отвлекало и тянуло думать о времени. Но выбора не было. В целом это была обычная медитация, где целый час люди наблюдают феномены своего тела (ощущения) и ума (состояния, мысли и чувства). Но именно эта странная особенность в итоге привела меня к колоссальному инсайту и позволила кардинально улучшить свой опыт в практике и жизни.

Но чтобы объяснить такие тонкие материи, как личное прозрение, нужно показать вам контекст. К этому моменту я уже более 10 лет достаточно регулярно проходила личные ретриты плюс уже 6 лет занималась их организацией. При этом если я посещала разные ретриты, в том числе светские, то есть более лёгкие, то мой муж к тому моменту уже 22 года ежегодно посещал только сложные ретриты Випассана. Сначала по Гоенке, а потом начал интересоваться и другими традициями. Например, в тайских монастырях и учителя Махаси Саядо. Именно он первым обратил моё внимание на то, что медитация не равна наблюдению за дыханием или ощущениями, что у разных учителей разные подходы и набор инструментов внутри одной практики, которые к тому же еще и отличаются от центра к центру.

Разумеется, к этому моменту я знала всё про позу для медитации. Какие бывают, почему критически важно именно сидеть (а не лежать, например), и как я могу добиться от своего тела прямой спины на целый час (только поза по-японски в моём случае, в обычной позе скрещенных ног я не могу долго сидеть из-за нюансов с бедром). Практически и теоретически у меня был накоплен некоторый весомый багаж, как на тему практики в целом, так и моего личного в ней участия. Именно поэтому мой следующий опыт состоялся.

Я выползаю из номера, иду в зал, сажусь в позу. У меня с собой личная суперподходящая подушка, которую я вожу на любой ретрит, так как знаю, что поза определяет успех в медитации, во всяком случае у светских практиков. Удобно усаживаюсь, закутываюсь в плед – комары не будут меня беспокоить.

Утренняя медитация, напомню, моё желание. Никаких «надо». На этом ретрите я могу делать всё что хочу. И я хочу медитировать. Практика начинается. Через какое-то время меня начинает атаковать естественный дискомфорт, я стараюсь его наблюдать, быть в равновесии. Продолжаю исследовать своё дыхание и ощущения. Всё как обычно. Это обычный процесс в рамках часовой медитации и неподвижной позы. Кроме одного. Дурацкий гонг каждые 15 минут.

И тут вдруг я осознаю, что первого гонга после начала ещё не было. Ещё не прошло даже 15 минут, а мне уже так тяжело и невыносимо. Я отловила за хвост то, что не должно было мне попасться. То, что казалось естественным и обоснованным. Отловила за хвост «психологический феномен». В чём дело?

Начинаю исследовать этот дискомфорт. Я сижу от силы 10 минут. У меня правильная подушка, я хорошо выспалась и в целом чувствую себя прекрасно. Тело не могло устать за 10 минут, чтобы внутри стоял такой вой. За 50 минут – да. Но не за 10. К тому же я медитирую всего 1 раз в день, ровно столько раз в центре представлена групповая медитация. Нет повода устать. Я знаю своё тело в условиях медитации – до 20 минут оно вообще не испытывает никаких напряжений в этой позе, которая мне очень подходит. Да, потом начинают уставать ноги. Но пока рано. 10 минут – это смешно.

Я выспалась, я в порядке физически. Центр мне очень нравится. Всё происходящее от и до – мой выбор и большое желание. Сама медитация? Так я же по желанию тут сижу. Не нравится – не ходи. Никаких проблем, так половина людей и делает.

Не было ни единой объективной причины испытывать дискомфорт за первые 10 минут медитации, к тому же такой внушительный. Это было просто сопротивление. Сильное сопротивление, которое, при этом, я совершенно не замечала до этого. Оборачиваясь назад, я видела, что оно было всегда во время практики, давило на меня, но я не замечала этого давления, видимо, принимая за естественный процесс. А в этот раз обратила внимание как на него, так и на отсутствие реальной причины для него. Помните, как нас всех достают набившим оскомину «всё дело в твоей голове»? Это был тот случай.

Когда я внимательно посмотрела на это сопротивление, которое так не хотело быть раскрытым и косило под «это нормально», я смогла его отпустить. Оно как будто растаяло. Это был фантом. Не могу по-другому объяснить. Но так я описала это самой себе. Повторюсь, для него не было причин. Я могла тихонько встать и покинуть зал. Это не строгий ретрит. Ноги и спина в порядке. Жизнь в порядке. Только какой-то внутренний неприкаянный груз, который удалось растворить спокойным и прямым на него взглядом. Напряжение растворилось. Прозвучал гонг – первые 15 минут. Следующие полчаса я сидела полностью расслабленно, тело выдохнуло, хотя позы я не меняла. Но это было другое тело и другая я. Продолжала медитировать. Но уже легко и как-то воздушно. И только в самом конце, когда ноги начали по-настоящему затекать и уставать, пришло новое напряжение. Но оно не встречало былого противодействия и поэтому оставалось лишь тонкой струйкой, которая не мешала мне медитировать.

Удивительно то, что это был не разовый приход, как иногда бывает с инсайтами. Я смогла повторять это из раза в раз, когда в медитации приходило такое напряжение с первых минут. Я его видела, улыбалась ему – и оно растворялось, не получая от меня подкрепления.

Ребята, мы сами растим своё напряжение, сопротивляясь ему. Зачастую совершенно не замечая этого процесса. Вся суть в этом «не замечании». Оно прикидывается чем-то естественным, чем-то обоснованным, чем-то уместным, хотя на деле просто рождается в нашем уме и там же может быть растворено.

Да, есть неприятное чувство холода. Оно естественно. Инстинкты самосохранения, помните? И от сидения в одной позе тоже есть дискомфорт. И от того, когда что-то идёт не так, как нам хотелось бы. Но это всего лишь неприятное чувство. Просто чувство. Давящим оно становится только благодаря нам, нашей энергии, нашей борьбе и нашему желанию его изменить или придушить.

Убрать эту борьбу, отпустить чувство на волю – и оно потеряет силу. Как над нами, так и как будто над самим собой. Оно покружит и исчезнет.

Детали

Еще немного деталей для более тщательной прорисовки этих процессов.

Можно путать одно чувство с другим

Некоторое время назад муж читал книгу «Как рождаются эмоции. Революция в понимании мозга и управлении эмоциями» Лизы Барретт, профессора психологии Северо-Восточного университета в Бостоне. Его впечатлил пример, в котором автор рассказывает, как однажды приняла простуду за влюблённость. Пошла на первое свидание с мужчиной, а там её потряхивало и мурашки бегали. Она решила, что влюбляется, а на следующий день просто разболелась. Так она сделала вывод, что приняла начинающуюся простуду, от которой потряхивает, за влюблённость, от которой технически тоже может потряхивать.

Мужа очень впечатлил этот пример, мол, ух ты как мы путаем свои реакции. А мне совсем не понравился, наверное, поэтому я читать книгу не стала. Ну не могу я представить, как такое можно перепутать. Но время шло, и я стала замечать, что да, похоже, это так работает. Не знаю, что там с простудой и влюблённостью, но другие чувства мы точно можем путать. Вот сейчас с этой проклятой «спецоперацией». Она очень давит по понятным причинам, и я уже вижу, как у меня внутри изменился рельеф: какие-то мелочи выросли в масштабе и стали вдруг огромной проблемой. А потом я притормаживаю себя и переспрашиваю. Ну, может, дело всё-таки не в этих мелочах, а в том, что у меня внутри огромный груз от неизбежного разрушения многих процессов внутри моей страны и связанных с этим тяжёлых чувств? И похоже, так оно и есть. Но это свежие примеры, а так уже два года я то и дело ловлю себя на том, что иногда одни чувства можно принимать за другие. И путать ощущения тоже.

Это точно повод для размышлений и наблюдений за собой. Думаю, у всех тут по-разному может работать, зависит в целом от чувствительности и уровня осознанности каждого конкретного человека.

Всё негативное базируется на главном инстинкте выживания

Если вы захотите размотать клубок своих неприятных чувств до конца, вы придёте к неизменному и единому для всех основанию – все негативные чувства базируются на главном инстинкте выживания, включая такие «современные» чувства, как вина, зависть, ревность, обида и прочие. Всё это в конечном итоге, чтобы выжить и размножиться. Или при столкновении с реальной змеёй или бомбой, или просто в социуме с его хитросплетениями из разных слоёв и структур.

Так что в этом смысле себя очень просто понять и сразу скопом простить – да, инстинктивно мы боимся умереть, боимся не реализоваться в социуме и тем самым умереть, боимся, что кто-то заберёт наше место под солнцем, а мы тем самым умрём. Умрём и не оставим потомства. Всё это программы выживания. Автоматические и многовековые. С одной стороны, важно их понимать и принимать, они прошиты намертво. С другой стороны, есть инструменты осознанности, которые позволяют снять их чрезмерный гнёт и расслабить узы. Потому что если очень внимательно посмотреть внутрь себя, вы увидите, что помимо самой программы выживания есть ещё и ваша текущая борьба, противодействие, желание избавиться. Остановив эти процессы, вы перестанете множить чувства и освободитесь от огромного груза, при этом сами программы выживания останутся при вас.

«Надчувства»

Те самые вторичные чувства – чувства на тему чувства легко заметить и легко убрать просто фактом осознания. Если базовая вина будет приходить и приходить (а чтобы её расслабить, надо будет множество раз её не подпитывать), то с «надчувством» всё куда проще. Просто заметьте его, посмейтесь над ним, заметьте, что у него нет никакого фундамента. Страх страха? Серьёзно? Нет, спасибо. Мне хватит и одного основного страха. Вина от вины? То же самое. Хотя бы за то, что я испытываю вину, я не буду испытывать вину. Это снимается фактом полного осознания. Даже не надо вести внутренние беседы на этот счёт. Просто заметьте сам факт. Хватит с нас и первичного чувства.

Настоящая причина стресса внутри

Не снаружи живут наши проблемы, а внутри. Внешние обстоятельства давят, да, иногда сильно давят. Хотя если вспомнить довоенные времена и то, как мы все растерялись от карантина или необходимости носить маску, можно хорошо рассмотреть смысл этого «настоящая причина стресса внутри». Особенно на контрасте с текущей ситуацией в Украине, России и Беларуси. То, насколько вам больно и тяжело, зависит от вашего внутреннего багажа, ваших чувств, а не от того, какой силы обстоятельства. Остановитесь на секунду и посмотрите по сторонам. Кого-то прижимает к земле мелочь, а кто-то выдерживает по-настоящему сложное. Дело как минимум не только в обстоятельствах. А значит мы можем влиять и менять внутренний рельеф. И это хорошая новость.

Сопротивление позитивным чувствам

Мы сопротивляемся и подавляем не только негативные, но иногда и позитивные чувства. Не даём себе права радоваться на полную катушку, испытывать удовольствие и удовлетворение. То ли это общая привычка глушить сильные чувства, то ли ещё страх в духе «не сглазить бы». Но факт есть факт. Это бывает. У каждого человека, разумеется, по-разному. Здесь действует то же правило – заметить сопротивление и отпустить руки с горла чувства. Есть радость – радуемся насколько хватит её заряда. Позитивные чувства живут такой же цикличной жизнью, как и негативные. С пиками активности и спада. И точно не стоит себя сдерживать в радости. А страх радоваться надо заметить и послать к чёрту. Ещё и тут нам страхов не хватало.

Освобождение. Схематически

Давайте ещё раз. Но теперь схематически.

1. Заметить «нерадость»

Потянуть ниточку неприятного ощущения, эмоции или чувства.

2. Дать чувству имя

3. В чём, собственно, проблема? Что это и откуда это тут? Почему я несчастен конкретно сейчас или в целом?

У вашего чувства может быть явственная причина, а может и не быть. Так или иначе, надо поискать имя тому, что вы чувствуете в данный момент.

Кстати, сам Дэвид Хокинс говорит, что иногда можно даже не париться с идентификацией своего состояния, а отпускать любое, даже непонятное и неопознанное, неприятное чувство. Но мой опыт показывает, что всё же понять важно, особенно на первых порах. И в буддийской теории уделяют особое внимание именно идентификации чувств и ощущений. Распознавание не помешает. Но если получается без – тоже круто.

4. Заметить своё противодействие неприятному чувству

Это самое главное. Увидеть свои интенции подавить чувство или выразить, чтобы освободиться от него. Любое намерение не чувствовать то, что есть. Заметить своё нежелание чувства и воздействие на него. Эти интенции часто находятся одной ногой в подсознании, они слабо различимы и плохо уловимы. Но если вы приглядитесь, то сможете себе помочь. Дело не в чувстве как таковом, которое вы изменить не можете. А в вашем взаимодействии с ним – вот тут всё в ваших руках.

Ещё раз: потребность выражать чувства – это потребность от них избавиться. Когда вы позволяете чувству быть и отпускаете его, то есть перестаёте хотеть быстрее выкинуть чувство, у вас пропадает острое желание обязательно своё чувство донести до другого, выплеснуть, обсудить, выговориться. Чувства продолжают выходить, но в более естественной и мягкой форме. Без нажима, без перебора с интонациями, а иногда даже без обязательного озвучивания или обсуждения. В этом же кроется ответ почему с одной стороны возможность выговориться помогает, а с другой полностью не освобождает.

4. Отпустить чувство

Убрать руки от чувства. Дать ему пространство делать свою работу. Разрешить ему быть столько, сколько нужно (оно вас всё равно долго не побеспокоит). Сдаться чувству.

5. Мантра «это просто чувство»

Само по себе чувство, как и мысли, которые оно рождает, ничего не может без силы вашего сопротивления, без вашего страха и борьбы. Без ваших внутренних и внешних действий. Важно убрать свою энергию с неприятных чувств. Позволить им быть. Они естественны, пусть будут. А вы пока займитесь своими обычными делами. Отвлекитесь на важное и нужное. Но не от чувства отвлекайтесь, а от своей борьбы с ним. Это принципиальный вопрос. Без вашей подпитки чувства возникнут, покружат и уйдут восвояси.

6. Как говорит Дэвид Хокинс в книге «Отпускание. Путь сдачи»:

«Может случиться так, что ты застрянешь на каком-то чувстве. Просто сдайся тому, что ты застрял».

От автора

Этот текст был написан несколько лет назад для закрытой рассылки Скальпель, зажим, тампон. Сегодня я открываю его для всех читателей, но хочу сделать уточнение. Если бы я освещала эту тему сегодня, то в некоторых отдельных местах выбрала бы уже другие, более точные и более своевременные образы для подсветки смысла. При этом каждый читатель может быть уверен, что суть, основное ядро, остается в полной силе.

Я также хочу подчеркнуть, что сегодня, вместе с читателями Скальпеля, мы ушли намного дальше. И текущая повестка будет публично освещаться с задержкой в 3 года. Если же вы хотите актуального подключения, как к свежим мануалам, так и к дискуссиям в нашем клубе — подписаться можно здесь. Весомым дополнением к каждому тексту идут ответы на вопросы и истории участников, которыми полон наш закрытый клуб. Там я стараюсь отвечать на каждый вопрос и многое прояснять по акцентам каждого мануала. Вы сразу получите доступ ко всем архивным дискуссиям и сможете глубже погрузиться в каждый открываемый текст из архива в том числе.

❤️

Всегда ваша,

Олеся Власова

Visited 3 205 times, 7 visit(s) today

Ещё на пару слов

Раз вы дочитали этот текст до самого конца, то, возможно, нам есть о чём поговорить более подробно:

▪ Многие годы я честно несла флаг осознанных перемен в своей жизни, но не замечала главного. Не понимала, что моё Истинное Я подавлено. И удерживает его не кто иной, как я сама. Прочитать мою историю можно по этой ссылке >>

▪ Ознакомиться с моей коллекцией источников по теме физики и метафизики осознанных перемен (чем вдохновляюсь сама и что рекомендую вам) можно по этой ссылке >> По состоянию на 2024 год получилось 90 книг, 105 статей, 15 сайтов, 47 фильмов и сериалов, 52 видео + кое-что личное. Вам сразу придёт полный архив.

▪ Мой флагманский формат сегодня — Скальпель, тампон, зажим. Это закрытая рассылка, где поднимаются не самые очевидные темы осознанных перемен, а также предлагаются инструменты для условного этапа номер два.  Для тех, кто готов сделать следующий шаг и исследовать глубину того, что принято называть саморазвитием. Для читателей с серьезными намерениями.

▪ Каждый месяц на страницах этого блога открыто публикуются тексты из архива закрытой рассылки. Чтобы получать уведомления о свежем тексте и не пропустить дискуссию по теме, подпишитесь на мой ТГ канал >> Там же публикуются все свежие заметки на полях о стройке и жизни.

▪ И главное. Все мои силы и помыслы сегодня посвящены строительству ретритного центра и фридайвинг-центра на острове Сумбава в Индонезии. Как я дошла до жизни такой и что из этого вышло — с самого начала>>

Ну и если вдруг… может быть… почему нет…  вы желаете попасть в мои сети 😏… я рядом: Instagram  Facebook VKontakte и опять же Telegram.