Это специфичный инструмент, который подойдёт не всем и не во всех жизненных ситуациях. И мне каждый раз приходится напоминать себе на чём базируется формат этих закрытых мануалов, чтобы такие инструменты тут тоже иногда появлялись. Сама-то я обожаю ускоряться теми методами, на которые у других людей рука дрогнет. Но ответственность за то, что я делаю, которая с годами стала только крепче, останавливает меня, чтобы показывать некоторые такие подходы публично. Слишком много «но».
При этом задача не в том, чтобы взять и начать применять некие экстремальные приёмы. Якобы они лучше простых и доступных. Совсем нет. Основная цель освещения нестандартных подходов – расширить свой арсенал инструментов. Увидеть картинку в объёме, а не только через призму своих утилитарных задач и доступных ресурсов. Имеет смысл достаточно трезво оценивать тот факт, что пока в сети наперебой поют оду маленьким шагам, многие заметные прорывы по-прежнему совершаются через большие шаги. И пока кто-то изо всех сил бережёт себя и свою энергию, другие занимаются экстремальными видами активности – как в спорте, так и в решении жизненных задач.
Видеть разные варианты, в том числе те, которые сегодня не особо тебе подходят и даже не особо нравятся, – это и есть расширять своё сознание. А зацикливаться только на своих текущих возможностях – это лишать себя права на потенциальную трансформацию в будущем. Это по факту и есть пресловутая «узость мышления» – неспособность видеть что-либо за пределами своего «я» и его текущей энергетической емкости.
Осознанное движение в ошибку
Проблема с этим инструментом и тем, что я его так долго откладывала, была не столько в некой опасности при неправильном толковании, сколько в крайней неуниверсальности. Примерить мои примеры на себя, найти применение в своей жизни в других сферах, понять, что дело не просто в деньгах или свободном времени, а именно в расширении своего сознания через взаимодействие с ошибками, – будет непросто. А тем, кто не интересуется темой осознанных перемен как отдельным явлением, а ищет только быстрой личной выгоды, – ещё и неинтересно. Но всё же этот инструмент тут, и вы читаете к нему вступление. Все мои сомнения победил тот простой факт, что многим моим крупным и мелким победам прошлого года я обязана именно этому подходу.
Описание
Все мы слышим про право на ошибку и то, как это важно. Мой же вариант в некоторых вопросах выглядит следующим образом: осознанное движение в ошибку для ускорения опыта. Не просто «разрешить себе ошибаться», не просто «ошибки – это нормально», а намеренное движение в сторону ошибок, увеличение количества ошибок для того, чтобы ускорить процесс набора опыта и перейти в конкретном деле на следующий уровень.
В основе этого инструмента лежит тот факт, что усиления своих компетенций без ошибок или почти без ошибок не бывает. Опыт в большинстве случаев подразумевает «набивание руки» и в том числе казусы, неточности, ляпы, откровенные провалы.
Моя любимая, хоть и зловещая народная мудрость звучит так:
«У хорошего хирурга – большое кладбище на заднем дворе».
Говорят, это японский фольклор, точно не знаю. Как раз о том, что хороший хирург – это тот, кто «набил руку».
Конечно, именно благодаря таким потенциальным «кладбищам» мне приходится вести постоянные переговоры с самой собой: что всё-таки можно публиковать онлайн, а что не стоит из-за масштаба и опасности потенциальных ошибок. С другой стороны, сферы жизни разные, и в некоторых из них ошибки не так дороги, как в других. И ускориться за их счёт – вполне эффективная и даже полезная история. В моём случае подобный подход не только заметно продвинул меня на пути в тех вопросах, в которых я его применяла. Но и в каком-то смысле расширил мое сознание на предмет более лёгкого отношения к личным провалам, заблуждениям, всем этим историями про «точно знаю», которые через пару лет становятся «не точно» и даже «не знаю».
Итак.
Движение в ошибку – это намеренное снижение внутреннего контроля, который следит за тем, чтобы не совершить ошибку. Осознанное допускание ошибок.
Но обратите внимание. Это не многоходовка в духе «я разрешу себе ошибки, чтобы у меня не было ошибок». Это вполне трезвое понимание, что ошибки будут и за них надо будет платить. Другой вопрос, что при таком подходе они будут санкционированы и под вашим контролем.
Алхимия личных ошибок
Мне очень нравится выражение «Все цели достижимы, если вы умеете ошибаться». Потому что ошибаться мы, по большому счёту, не умеем. И некоторые из нас не умеют настолько, что и не ошибаются. Их подсознание просто не пускает на эксперименты. Не ошибаются, но и не меняются. Не ошибаются, но и не достигают своих целей.
Подспудно мы избегаем ошибок. И зачастую этого совершенно не видим. Тут все ещё зависит от устройства каждой конкретной личности. Люди с синдромом отличника могут бояться провалов как огня, так как это задевает их структуру личности с ее убеждением, что они не имеют право на ошибку. Другой человек может один раз так больно оступиться, что будет переносить это на весь последующий опыт, причём совершенно этого не замечая. Ну а у третьего – знаменитое желание все контролировать, включая то, что ему совершенно не подвластно.
Мозг не любит ошибаться, а эго, особенно гипертрофированное, закостенелое эго – тем более. Некоторые личности негибки настолько, что скорее умрут, чем примут свои ошибки. При этом ошибок в их жизнях не меньше, чем у всех остальных, но они выкручиваются с помощью «всё к лучшему» и прочих красивых выражений, лишь бы не встать перед фактом: это моя ошибка и моя вина. А могли бы освободить себя через легализацию и движения вперёд на полной скорости.
Разрешая себе ошибаться, мы можем снять свои же оковы. Страх ошибки – один из доминирующих неосознанных страхов современного человека, который держит его от преобразований без его же ведома.
Любопытное наблюдение из личной практики. В разных сферах жизни у нас могут быть разные, даже полярные отношения с ошибками. И это явно коррелируется с нашими сильными и слабыми сторонами. Например, я всегда была легка с ошибками в деле. Для меня не беда слить бюджет на рекламу без эффекта, зато это даёт новые вводные и почву для последующих экспериментов. Но ошибки в шопинге меня прямо корёжили – пришлось намеренно себя расчехлять, именно разрешая ошибки и даже ожидая их. Хотя и в первом, и во втором случае у ошибок была одна цена – деньги. Но совершенно разные реакции на их потерю.
Личный пример
Я покажу работу этого инструмента на личном развёрнутом примере. Речь пойдёт о сфере «Тело» и конкретно о подсфере «Стиль, одежда».
Около 4 лет назад я начала задаваться вопросом стиля как инструмента самопрезентации. Тогда же я нашла сайт и книгу Виктории Луниной, которая очень впечатлила меня аналитическим разбором такой, казалось бы, креативной и интуитивной сферы. Постоянные читатели Re-Self должны помнить эту рекомендацию в моей Соляночке.
Тогда у меня впервые просветлело, я поняла геометрию своего тела, стала видеть формы других людей. Впервые задумалась всерьёз о цвете. Я, человек-антивизуал, ломала голову со всеми этими тонами и подтонами. Ничего не понимала, но продолжала ломать. Пройдёт несколько лет перед тем, как я смогу легко отличать тёплый оттенок от холодного, и ещё несколько лет перед тем, как я окончательно пойму, какой же тон и подтон всё-таки больше подходит моей коже. Но это я немного забегаю вперёд. Тогда, почти 4 года назад, внимательно прочитав первую книгу, измерив себя со всех сторон, пройдя несколько тестирований на определение своего цветотипа, я думала, что всё поняла. И сомнений у меня никаких не было. Что в принципе уже было плохим знаком. Но я его не замечала.
Как бывает со всеми, кто прикоснулся к новому источнику и его ноль понимания превратился в плюс любого размера, пусть и минимального, тема меня окрылила, появился интерес к стилю. Но были и побочные эффекты: я решила, что всё поняла. Тогда я жила в Москве, провела первую смену элементов гардероба, увидела существенный прогресс. Посмеялась над джинсами скинни, которые я любила со своей фигурой «груша» (скинни – только для узкобёдрых, вне зависимости от наличия или отсутствия лишнего веса), и пошла дальше. Но через несколько месяцев мы переехали на Бали. И в этот момент вся моя новоявленная конструкция понимания себя и своего стиля рассыпалась.
Другая температура воздуха, другая влажность, другая мода, другие фактуры, ткани, дизайн. Всё совершенно другое. Такая resort и weekend wear, но в городе, только город этот то на море, то в джунглях. Я совершила все ошибки, которые совершают приезжие. Покупала не ту одежду не в тех магазинах, начав с самых смешных туристических одёжек. Мне нравилось какое-то платье в примерочной, а через пару недель я уже не могла смотреть на него в своем зеркале.
Я привыкла всегда иметь выбор нарядов, не носить одно и то же два дня подряд. Это мой уровень нормы, но я совершенно не могла к нему вернуться. Ситуацию усугубляло то, что я набрала некоторый лишний вес и всё ещё находилась в процессе восстановления от перегрева. Да, лишнее меня не красило, но мой размер одежды по-прежнему был M, ничего чрезвычайного не произошло. При этом какое-то время я свято верила, что причина исключительно в весе. Якобы на Бали шьют красивую одежду только для худых.
Но даже и без лишнего веса одеваться в свои на тот момент 34-35 лет так же, как одеваются девочки в 20 – в вечные шорты и майки – я тоже не хотела. Стиль должен отражать тебя внутреннего, а я всё-таки несколько сложнее устроена и хотела бы это транслировать, а не косить под юную девочку, даже если бы могла.
В общем, клубок закручивался, и спонтанности не появлялось. Шопинг в крупных городах типа Джакарты и Куала-Лумпура не решал вопросы. Там доминирующий стиль – «лето в городе и офисе», да ещё и для мусульманок. А у нас тут жара и влажность в джунглях для open-minded со всего света.
В какой-то момент я, что называется, психанула. Было у меня одно удачное платье, и я решила, что буду носить только его ближайшие полгода, похудею, сохраню средства, а затем полностью обновлю гардероб.
Полгода прошло, на то платье я больше не могла смотреть физически. Похудела я совсем немного, а не на сколько планировала для обновления гардероба. Но тогда во мне что-то щёлкнуло. Вернее, я хорошо знаю, что именно. Моё главное правило осознанных перемен – всегда менять подход, если что-то не работает.
Я всегда с таким удивлением смотрю на людей, которые годами носятся с какой-то темой без результата или даже с антирезультатом. Предназначение, женственность, исполнение желаний, ритуалы, как вариант того, что я наблюдала. Прямо годами. И результата нет, но хватка мёртвая, идея заменила суть, а вчерашний помощник стал твоим владыкой. Для меня это, как минимум, странно. Менять то, что не работает – мой первый принцип.
И я, наконец-то, поняла, что история про «мне ничего не подходит, потому что лишние килограммы, а на Бали хорошую одежду шьют только на худых» – чушь. Я отказалась от идеи «когда похудею, тогда и будет нормальный стиль» и решила искать свой стиль в том теле, которое есть, и в том климате и тех материалах, которые меня окружают.
При этом я не отказывалась от желания худеть. Просто перестала связывать это со стилем. Есть миллион худых людей, которые выглядят не очень и стиля не имеют, и наоборот. Во всяком случае, в моём размере М и моих формах было достаточно девушек и женщин, которые одевались очень хорошо. Я стала приглядываться на улице и видеть их. Женщин моих объёмов, которые были стильно одеты в наших условиях.
Вот таким замысловатым образом до меня дошло, что я на самом деле ничего ещё не знаю о стиле и о том, что мне идёт. А мои первые знания и понимание в этом вопросе были очень поверхностными и, как покажет время, во многом ошибочными.
И я начала эксперимент. Движение в ошибку на полном ходу. Вместо аккуратного, ювелирного отбора одежды по тем критериями, что я знала, я стала мерить всё подряд. Даже то, что на вешалке казалось мне совсем не подходящим (о, сколько тут было открытий!). И покупать всё, что мне примерно шло, закладывая большой простор для ошибок. Зная, как часто я покупала приглянувшуюся вещь и она мне переставала нравиться дома, я разрешила себе вещи «примерно должно подойти». Чтобы экспериментировать и смешивать с домашним гардеробом, приучать себя носить новое.
На первый такой раунд был выделен отдельный бюджет и время. Конкретная сумма как раз за полгода «шопинговой диеты». И 2 недели чистого времени, которые я проводила исключительно по схеме: проснулся – умылся – позанимался – позавтракал – и шопинг нон-стоп до закрытия магазинов. И так 2 недели подряд. Рывок. Большие шаги.
Немного отступая от темы осознанного заигрывания с ошибками, скажу, что такой рывок по шопингу дал мне намного больше, чем я планировала получить. Я стала понимать шопинг на Бали изнутри, чего не получалось достичь за 2 года на острове до этого. Отличать туристический колхоз от настоящих дизайнеров, которых тут немало. Тех, кто шьёт ближе ко мне, от тех, кто мне точно не подходит. Поняла, как много значат хорошие лекала и почему некоторые простые с виду платья стоят так дорого. На Бали много псевдодизайнеров, да и всех остальных «псевдо»: псевдогуру, псевдоучителей. И вот псевдодизайнеры «не вывозят» работы со сложными выкройками и тканями. Но настоящие дизайнеры, чьи тапки из соломы мягче и комфортнее любых домашних тапочек, а также крепче любой кожи, тут тоже есть. Но чтобы их найти, потребовалось много времени и финансовые затраты на эксперименты. А чтобы понять, что такие тапки подойдут моим чувствительным ногам – их нужно было купить и поносить пару недель. Теперь это моя любимая обувь. И я постоянно слышу как комплименты на тему «где такие добыть», так и комментарии про «наверное, неудобные». Знали бы эти люди, насколько у меня капризные ноги, особенно в жарком и влажном климате.
До меня даже дошло, что люди, которые отслеживают обновление коллекций любимых дизайнеров – не фанатики, гоняющиеся за условными новинками, а просто умные люди от шопинга. Если у тебя неидеальная модельная фигура, на которой сидит всё, то найти очень хорошо сидящие вещи, особенно из наших тонких материалов, непросто. Поэтому если есть магазин, в котором регулярно встречается что-то для тебя подходящее, отсматривать его новинки просто выгодно. Одна из десяти будет для тебя идеальной. Ещё один огромный плюс после такого шопинг-рывка – мне теперь совершенно не требуется много времени на шопинг. Я знаю магазины точечно, отслеживаю их обновления онлайн, хорошо понимаю, какие цвета для меня лучше, некоторые продавцы пишут мне лично. Многое покупаю онлайн.
Но вернёмся к ошибкам. Сначала я так для себя это не обозначала. Но в процессе поняла, что именно происходит. Что я могу расширять гардероб и своё сознание, двигаясь без гарантий, без точного понимания «оно или не оно», ведь откуда этому понимаю взяться, если рука пока не набита. Тогда я себе эти ошибки разрешила. И расплачивалась рублём. На Бали многие магазины живут по своим правилам, и одежду тут в течение 15 дней после покупки не сдать. Но я решила, что мне это нужно. Нужно найти свой стиль.
Зато повторить такой же эксперимент в большом городе намного проще, расплатившись только своим временем. Просто покупать больше вещей, в том числе неоднозначных, дома спокойно мерить, смешивать с другими элементами гардероба и что-то сдавать назад в рамках законных 15 дней.
После двухнедельного рывка я перешла в более плавный график, но движение в ошибку в этом вопросе активно продолжала весь прошлый год. Самих ошибок стало меньше, а я внутри стала свободнее в этом вопросе. Разрешила себе ошибки и в покупках, и в самом стиле. Надела сочетание, а потом, уже в процессе вечера, поняла, что это не то, ну и ладно. Я набиваю руку, ищу свой стиль и сокращаю свой путь к мастерству в этом конкретном вопросе. Ошибки – неизбежны. Так я полюбила шопинг и подобные эксперименты. Поняла и оценила здешний стиль и фактуры, с которыми мне было так сложно вначале.
Итоги эксперимента
Первое, что мне дал эксперимент осознанного движения в ошибки – понимание, как много слепых зон у меня было и как упорно я этого не замечала.
Давайте возьмём какую-то сферу, где вы сильны. Например, ваша рабочая специальность. И представьте человека, который прочёл пусть даже самую хорошую книгу по теме или прошёл какое-то обучение и теперь уверен, что он в теме. Смешно? Скорее всего. Нужно постоянно учиться, экспериментировать в процессе, знать фишки, про которые на лекциях не рассказывают, нужны годы погружения – точно не одна книга и даже не один университет или специалист. А теперь переложите эту механику на наш кейс. На стиль, например.
Это было у меня, и я постоянно вижу это у знакомых. Верхом продвинутости считается консультация со стилистом и подбор гардероба. И всё. Якобы теперь ты в теме. После одной серии консультаций? После одной книги? После одного осознанного подбора гардероба? Да ты только начал. Самый крохотный шаг. Стилист стилисту тоже рознь. Как и любые специалисты. Бывают хорошие, а бывают плохие, да и у самых хороших есть своё «кладбище во дворе». Вполне возможно, именно из вашего стиля.
С момента, когда я решила, что «точно поняла», и до сегодняшнего дня я 3 раза кардинально меняла своё мнение в вопросе стиля. Несколько раз меняла взгляд на цвет и оттенки, которые мне идут. Один раз на противоположный. И каждый раз казалось – ура, вот оно. Но приглядишься – а там новый пласт.
И именно движение в ошибку, как ни что более, продвинуло меня на этом пути. Я наконец-то разобралась в цветах, теплоте, контрасте, фактурах и их сочетании. С особенностями моей фигуры, цвета волос, кожи и её подтона. Забавный факт: как только я смогла нормально одеть себя такой, какая я есть, то есть с моими лишними килограммами, так наконец-то вес пошёл вниз. Технически там другая история – эксперименты с подходами к питанию и физической активности, которые я тоже меняю, стараясь нащупать то, что даст мне стабильный сброс веса, но совпадение ли – как только я в полной мере приняла себя и создала новый гардероб в том весе, который есть – лёд тронулся. Я столько раз наблюдала этот эффект. Сначала принятие, затем трансформация.
Еще одна грань – это дилемма второстепенной сферы жизни. Отсутствие финансов, семьи или сложности с детьми сразу дают о себе знать, мимо таких недоработок не пройдёшь. Но есть сферы жизни другого качества, скажем так второстепенные, и пробелы в них можно не замечать всю жизнь. Они не жмут и не требуют. Такие сферы, как например стиль, сами за себя не постоят. И тут только вопрос осознанности и личного выбора играет ключевую роль. Из плюсов – ошибки в этих не самых главных сферах не так дороги, что открывает больше простора для подобного ускорения.
Другое важное открытие – это появившаяся лёгкость в работе с ошибками в слабых сферах. Как выяснилось, в сильных сферах я не боюсь и никогда не боялась ошибок. Не потому ли они в итоге сильные? А в слабых – так прям на буксир себя поначалу надо брать, чтобы даже микро ошибку легально совершить. Но заметив это сопротивление и паттерн, я стала понемногу добавлять газа там, где это уместно, в других слабых сферах. И это стало приносить свои плоды.
Четвертое, главное, это ускорение опыта – ну правда, я бы годами покупала и примеряла всю эту одежду, которую приобрела за 2021 год. А тут я устроила такое ускорение, что этот опыт не мог не трансформироваться в качественное понимание себя и тех реалий, в которых я нахожусь. У меня прям физически появилась опора в вопросе шопинга и стиля на Бали, сама уже могу удивить советами, где и что. И впечатлять не самыми очевидными находками. А именно эту «сложную устроенность» я и хотела отражать в своём стиле.
Другие сферы применения
Сейчас у меня идёт ещё один большой эксперимент с движением в ошибку, но уже в другой сфере. Я не готова раскрывать подробности, так как результаты не зафиксированы, а лед слишком тонкий. Но могу сказать, что я двигаюсь в ту сторону, про которую некоторые люди вокруг меня говорят «вредно». Но я двигаюсь осознанно, признавая возможность ошибки, и внимательно смотрю на динамику. Понятно, что у меня есть причины для таких шагов. И в том числе, потому что так называемое «полезно» у меня не работало. Наблюдаю.
Противопоказания
Основная сложность с этим инструментом, как я уже говорила, что он не универсален. Его нельзя применять во всех сферах с одинаковым успехом, а необходимо с умом докручивать к каждой конкретной ситуации. Есть сферы, где использовать такой подход не получится и его стоимость будет себе дороже. Вторая сложность – это цена ошибки. Она должна быть вам плюс-минус по плечу. Физически, психически и материально. Движение в ошибку – это отчасти история про толерантность к риску. Но и про адекватный расчёт, возможность перестраиваться по ходу действа.
Главные предостережения – это попадание в зависимость или поощрение распущенности. Тут должны быть чёткие цели, бдительность и та самая осознанность. Движение в ошибку во имя чего?
Отдельный пункт про страх. В частности, страх ошибок. Страх – защитная функция нашего организма. И функция полезная. Другой вопрос, что страх иногда выходит из берегов и становится препятствием. Подвигая свой страх, нужно иметь в виду, от чего именно он вас пытается защитить, а не отнекиваться от него слепо.
В сухом остатке
Реализация подобного ускорения осуществляется за счёт двух основных ресурсов: за счёт денег или за счёт времени.
У любой ошибки есть цена. Идя на осознанные ошибки, помимо своей энергии и внимания надо сразу приготовить деньги или время, а иногда и то, и другое. Когда возможности позволяют, я предпочитаю расплачиваться деньгами за собственное же ускорение. И считаю, что это вполне справедливо. Но я легко вспомню и примеры, когда платила только временем, чтобы протестировать идеи и сократить себе путь.
Физически движение в ошибку способствует вызреванию некоторых процессов. Но это не единственный его результат. Можно сказать, что метафизически такая работа помогает общему снижению перфекционизма, зацикленности на правильности и снижению самого страха ошибок, которые были, есть и будут вне зависимости от того, двигаетесь ли вы в них осознанно или упорно пытаетесь избегать. Если брать в работу новые сферы и особенно слабые области – ошибки в той или иной концентрации неизбежны. Минимальное количество ошибок или их полное отсутствие на пути характерно для медленной скорости движения и для постоянной, плотно укоренённой колеи в том или ином вопросе. Отсутствие ошибок во взрослом опыте нередко свидетельствует о слабой рефлексии и об отсутствии значимых перемен.
От автора
Этот текст был написан несколько лет назад для закрытой рассылки Скальпель, зажим, тампон. Сегодня я открываю его для всех читателей, но хочу сделать уточнение. Если бы я освещала эту тему сегодня, то в некоторых отдельных местах выбрала бы уже другие, более точные и более своевременные образы для подсветки смысла. При этом каждый читатель может быть уверен, что суть, основное ядро, остается в полной силе.
Я также хочу подчеркнуть, что сегодня, вместе с читателями Скальпеля, мы ушли намного дальше. И текущая повестка будет публично освещаться с задержкой в 3 года. Если же вы хотите актуального подключения, как к свежим мануалам, так и к дискуссиям в нашем клубе — подписаться можно здесь. Весомым дополнением к каждому тексту идут ответы на вопросы и истории участников, которыми полон наш закрытый клуб. Там я стараюсь отвечать на каждый вопрос и многое прояснять по акцентам каждого мануала. Вы сразу получите доступ ко всем архивным дискуссиям и сможете глубже погрузиться в каждый открываемый текст из архива в том числе.
❤️
Всегда ваша,
Олеся Власова