Как я свои биоритмы изучала

В прошлом материале я упомянула о том, что подняла свою просевшую производительность, не увеличивая рабочих часов. Сделала я это за счёт соотношения энергетических затрат каждого конкретного процесса с пиками моей личной активности в течение дня и месяца. И перестройки графика соответствующим образом. Тема вызвала дополнительные вопросы, поэтому покажу на личном примере. Начну с эксперимента по йоге, так как сама училась именно на нём.

Спонтанное тестирование

Не ставя такой цели, а скорее случайно, я протестировала полноценное полуторачасовое занятие по йоге в разное время суток. А именно в 8, 11, 15, 17 и 19 часов — утром, днём и вечером. Выводы были настолько впечатляющими, что на их основе я впоследствии переписала всю структуру рабочего расписания. Поразили меня в этом стихийном эксперименте два момента: во-первых, в моём представлении о личном расходе энергии было много непростительных пробелов, а во-вторых, я недооценивала силу тестирования, в том числе и в вопросе личного расписания дня.

Но сначала нужна предыстория.

Пару лет назад я решила полностью перезапустить свои отношения с йогой, начать с чистого листа. Первое, что я тогда сделала, — отказалась от всех бытовых целей. Йога не создана для растяжки, поддержания физической формы, решения проблем со спиной и подобных вещей. Её изначальная миссия совсем в другом и я это наконец признала. Затем пришла к преподавателю, как я это тогда называла, «сдаваться», постаравшись убрать весь внутренний контроль, во всяком случае настолько, насколько я была на это способна. Отдаться практике. С тех пор я начала заниматься индивидуально, тет-а-тет с учителем. И очень многое изменилось.

Но подобная метаморфоза произошла не сама собой. У неё была причина — и причина малоприятная. По сути, она являлась следствием моего перегрева. Будучи сверхчувствительной натурой, но ещё не зная об этом, я, не уследив за накалом страстей и событий, влетела в «психологический кювет». Все мои чувства были обострены, чувствительность повышена, я уставала быстрее нормы и не могла держать напряжение, как раньше.

К моменту описанных перемен в практике я уже прошла большую половину пути восстановления. Часть симптомов выровнялись, силы возвращались, но всё ещё не до конца. Собственно, новый подход к йоге был очередным шагом в череде вопросов того времени. Но чувствительность продолжала быть несколько выше нормы, что и позволило мне очень внимательно рассмотреть разницу между нагрузкой в разное время суток. В былые времена я бы не обратила внимания на некоторую усталость и оттенки ощущений, просто махнула рукой. Но в тот период каждое усилие и его энергетический расход были на виду.

То есть, желание сдвигать занятие на разное время суток не было прихотью или какой-то высшей идеей, на тот момент это было просто необходимостью. Заниматься хотелось, но допустить перенапряжения и чрезмерной траты сил я не могла.

Одна и та же практика в разное время

Я всегда мыслила себя человеком утра. К вечеру моя активность резко падала, иногда даже критически, а утром наоборот — однозначное время силы.

Все верно: я была и есть человек утра, но вместе с тем я не понимала кое-что принципиально важное о самой себе. Полноценная (1,5 часа) физическая активность утром сжигает самое драгоценное… мою творческую энергию. Вот на которой я пишу сейчас эту статью в 8:30 утра. Это было шокирующим открытием, ведь именно на утро я всегда старалась поставить ту или иную движуху. Как раз потому, что утром много сил. А получалось, что силы эти вполне определённого свойства. И мне выбирать, как ими распорядиться: вложить в творчество или в практику.

Выплеск на спорте заметно иссушал писательский поток. А для меня тексты — это главный стержень всего, что я делаю. И последнее, к чему я хотела бы себя принуждать. Поэтому полноценная длительная физическая активность утром в рабочем расписании отменялась.

Дальше я буду ещё экспериментировать с ранним утром и приду к своей золотой формуле на текущий момент — утренняя практика должна иметь умеренный темп и не превышать 30 минут. Также она не должна иметь никаких иных целей, кроме зарядки в буквальном смысле слова. Речь о любой физической активности, которая мне по душе. С учётом, что я ничего не закачиваю, не считаю километры и никуда не стремлюсь, — никаких целей, кроме творческих на раннее утро. Я просто заряжаюсь на день максимально приятным способом. На момент написания этих строк я перешла на 30-минутный бег на низком пульсе в 6:30 утра. Каждое утро. До этого была 20-минутная серия из йоги с Сурьей Намаскар и другими асанами.

Но вопрос с полноценным полуторачасовым занятием оставался открытым.

Следующим вариантом для экспериментов был вечер. Делая историю короткой — это был полный провал. Для меня, для жаворонка, ещё и в состоянии повышенной чувствительности на тот момент, вечерняя практика несла скорее вред. Причём, речь как о полноценном вечере с началом занятия в 19:00, так и о раннем варианте в 17:00. Вместо улучшения и стабилизации моего состояния, которые, по плану, должны были принести регулярные занятия йогой (и которые по факту его принесут, когда я найду своё идеальное время), мне становилось хуже. Чувствительность обострилась ещё больше. Настолько, что уже сам преподаватель отказал мне в вечерних занятиях, как в противопоказанных. Если утренние нагрузки просто «съедали» некие энергетические излишки, которые я предпочитаю тратить на свои творческие процессы, то вечерний выплеск уже расходовал базовые жизненные силы, которые должны были идти на восстановление равновесия.

Вот таким витиеватым путем я пришла к идее попробовать практиковать в 15:00 часов дня. Я дошла до такой мысли по наводке преподавателя, потому что сама никогда бы не подумала, что отрываться от дел в разгар дня может быть продуктивно. Но Его Величество Тестирование принесло любопытные результаты. В отличие от вечерних попыток, практика в 15:00 оказалась хорошо заряженной личной силой и концентрацией, при этом она не конфликтовала с моими приоритетными рабочими задачами, которые к этому времени были давно сделаны. Что и повело меня дальше по пути восстановления, открыв увлекательный мир личных биоритмов.

Я и по сей день занимаюсь с учителем тет-а-тет в 15:00 несколько дней в неделю, хотя моё состояние давно восстановлено — я могу держать нагрузку в любое время суток и уже не чувствую разницу так остро, как раньше. Истончённое состояние подтолкнуло меня к исследованию своих личных пиков активности и спадов, идеальное попадание в которые позволяет тратить меньше сил, а получать больше. А если быть точнее — не тратить лишнее, чем мы постоянно занимаемся, не различая оттенков своих состояний и легко переходя от целительного потока к энергозатратному самопринуждению.

Рабочие эксперименты

Говорить об осознанных переменах только лишь на личных примерах не совсем корректно. В первую очередь важна именно механика того или иного процесса, с возможностью скорректировать подход под свой текущий жизненный этап. Без личных замеров — чужие лекала бессмысленны и даже небезопасны. Я продолжу со своими примерами, на этот раз с корректировкой рабочего графика, но с той лишь целью, чтобы подсветить механизм, а не предложить некий идеальный график, пусть даже вы десять раз человек утренней силы, как и я.

В начале была цель

Я уже писала, что поводом для экспериментов стало желание поднять просевшую производительность, при этом не увеличивая количества рабочих часов. Вооружившись столь привлекательной целью и первичными данными о себе, я отправилась в путь — к личным экспериментам.

Во-первых, я выписала все виды своей рабочей активности — виды тестов, технических и маркетинговых задач. И прикинула их сложность (расход) для себя. Что люблю — что в меньшей степени, что легко идёт — что всегда со скрипом: когда, почему, при каких условиях.

Основа моей рабочей деятельности — это написание текстов, но это не однородный процесс, и разные виды текстов требуют разного количества энергии и разного уровня концентрации. Этот расход я замеряла на глаз, используя те эмпирические данные, которые скопила о себе за 10 лет работы в свободном плавании. Самого большого вложения, например, требуют тексты на Re-Self. На них уходит буквально в 12 раз больше времени, чем на самый сочный пост в Instagram. 4 дня по 3 часа на текст на Re-Self и всего 1 час на цепкий пост в социальных сетях. Но время, повторюсь, не главное. Энергетическая отдача и требования к силе фокуса тоже отличается. То же самое касается остальных видов текстов, а также маркетинговых задач, часть из которых требуют большего включения, а иные можно делать хоть с закрытыми глазами. Я обязательно учитывала эти моменты.

Затем определилась с пиками и спадами своей рабочей активности: 8 — 12 утра (максимально творчески заряженное время), 13 — 15 дня (средний творческий накал, но все еще высокий энергетический уровень), 16 — 18 дня (подходит для вопросов, не содержащих особых творческий требований), 18 — 20 вечера (начало спада, только простые задачи), после 20 вечера (не подходит для работы).

И, также, я не пожалела времени на тщательную перекройку личного графика, что по факту заняло у меня около недели, включая утренние высококонцентрированные часы, когда голова готова варить максимально креативно. Создала свой календарь на месяц с разбивкой по временным слотам внутри каждого дня. Специально вместила этот график в одно рабочее окно, чтобы можно быть объять задачи на месяц одним взором. Составила перечень вопросов, которые бы хотела сделать в течение месяца, включая мои личные (не рабочие) дела. И путём перебора вариантов пришла к хорошо попадающему в ритм, то есть синхронизированному с потоком, но при этом высококонцентрированному графику работы. Чтобы каждое усилие в течении дня было максимально очищено от напряжения (подробнее о том, как прийти к усилию без напряжения в прошлой статье).

Оттенки планирования

В процессе тестирования проявились новые оттенки, которые позволили отточить грани и сделать график еще более удобным.

Вот те из них, которые я особо для себя выделяю:

1) Если утром был сильный творческий выхлоп, то днём поток не будет таким же ровным. Эффективнее (в первую очередь для качества самого текста) работать над одним материалом по утрам несколько дней подряд, чем целый день с перерывами.

2) Если каждое утро занять текстом, то маркетинговые задачи всегда будут на средних оборотах. Лучше чередовать дни, когда утренняя высококонцентрированная энергия идёт как на тексты, так и на творческие задачи маркетинга.

3) После хорошо написанного текста нужна пауза. Идея писать каждый день выглядит очень заманчивой, и за те 9 лет, что я веду свой блог, я неоднократно пыталась прийти к этому навязанному идеалу, но каждый раз сталкивалась с одним и тем же фактом: перерывы между интенсивными творческими выплесками нужны примерно так же, как и между интенсивной физической активностью, когда мышцы отдыхают и восстанавливаются. Поэтому у меня работает правило пауз между сложными текстовыми заходами. А в эти промежутки хорошо встают задачи для маркетинга как раз.

4) Мне подходят классические перерывы между рабочими блоками – один раз в 1,5 часа на 15 минут (правда, сейчас тестирую 30 минут – пока в процессе). То есть писать или генерить что-то важное больше 1,5 часов подряд не стоит, опять же вопрос качества. Нужен короткий перерыв — хоть лента социальных сетей — чем попытка продолжать дальше работать. Все смажется и концентрация развалится.

5) Мне проще раньше встать и медленнее собираться на утреннюю практику (зарядку), чем подгонять себя, чтобы успеть в расписание дня. Конечно, для раннего подъёма всегда есть нерушимое условие — ранний отход ко сну. И я никогда не жертвую сном. Но при прочих равных — проще раньше встать, выпить чашечку травяного чая и потупить в предрассветное небо, что по факту занимает всего 15 лишних минут, зато это даёт естественный ток энергии и желание заниматься. Раньше я всегда подгоняла себя по утрам, рассчитывая проснуться за счёт практики. Теперь же я дожидаюсь естественного желания двигаться, что требует меньше сил на саму практику, потому что вместо нажима появляется естественный ток. Итого, в моем утреннем расписании сейчас стоит 30 минут неучтенного времени на плавный старт и при необходимости – на торможение. Это позволяет мне дождаться волны и двигаться в потоке, чем тратить дополнительные тонкие силы на лишний самопрессинг.

6) Женский ежемесячный цикл имеет значение. Лучше не ставить сложную и требующую высокой творческой концентрации работу на последнюю неделю перед наступлением нового цикла, когда естественная энергия находится на своих низших значениях. Также имеет смысл замерить, когда цикл меняется и энергия начинает нарастать. У меня это, например, 4-й день от начала цикла.

7) Оптимальное время подъёма для меня с рассветом, в нашим широтах — это 6 утра, почти круглый год. Отход ко сну в 22 часа. Это и возможность делать утреннюю зарядку в прохладе, живя в тропиках. Если вовремя лечь, то утреннее пробуждение в 6 утра будет вполне естественным.

8) Все находится в движении, никаких «навсегда», постоянное наблюдение за собой и средой, а также регулярная корректировка маршрута рулит. Но я писала уже о об этом тут.

Закругляясь

На мой график также влияет большее количество процессов, о которых я тут не упомянула. Но у меня и не было цели показать своё расписание во всех мелких деталях. Это личное и вряд ли для кого-то, кроме меня, завораживающее зрелище. Я лишь хотела на примере йоги и некоторых рабочих пластов показать неоднородность с виду похожих и привычных процессов. И то пространство вариантов, которое эта неоднородность открывает, если обратить на неё пристальное внимание.

Могу ли я сегодня сесть за текст в 16:00 или в 19:00? Конечно, могу. И разницы между тем, что я делаю в другое время суток, не будет видно. Проблема в другом: я буду себя заставлять писать такой текст, а значит — тратить больше сил, чем требует этот процесс. В отличие от работы над той же задачей с 8 утра без напряжения и без нажима.

Заставлять себя писать — это верная творческая смерть. Причем медленная и мучительная, потому что на короткой дистанции можно выдержать что угодно. Но вопрос всегда в длительности вашего начинания. Будь то рабочие процессы, которым вы себя посвящаете, или причудливые эксперименты с питанием. Коротко можно всё. И текст написать, и углеводы не есть, и в самом противоестественном графике пожить. Вопрос, насколько долго вас хватит? Сила воли конечна, а её импульс очень ограничен. И расходует много свободной энергии. Совсем другое дело — попадание в свои личные ритмы. Движение в потоке — в ладах с внешним и внутренним миром. Вы не тратите все свои силы на текущие задачи, оставляя искру для идей, разворотов и качественных прорывов. Сила воли и даже нажим очень нужны по особому случаю, но точно не в каждой бытовой задаче. Ведь настоящая мотивация и искреннее вдохновение, вкус к жизни, блеск в глазах, сексуальность в конце концов — не что иное, как та самая, именно, свободная энергия, которая у вас или есть, или целиком задействована в «надо» текущего дня.

Олеся Власова

Visited 187 times, 1 visit(s) today

Ещё на пару слов

Раз вы дочитали этот текст до самого конца, то, возможно, нам есть о чём поговорить более подробно:

▪ Многие годы я честно несла флаг осознанных перемен в своей жизни, но не замечала главного. Не понимала, что моё Истинное Я подавлено. И удерживает его не кто иной, как я сама. Прочитать мою историю можно по этой ссылке >>

▪ Ознакомиться с моей коллекцией источников по теме физики и метафизики осознанных перемен (чем вдохновляюсь сама и что рекомендую вам) можно по этой ссылке >> По состоянию на 2024 год получилось 90 книг, 105 статей, 15 сайтов, 47 фильмов и сериалов, 52 видео + кое-что личное. Вам сразу придёт полный архив.

▪ Мой флагманский формат сегодня — Скальпель, тампон, зажим. Это закрытая рассылка, где поднимаются не самые очевидные темы осознанных перемен, а также предлагаются инструменты для условного этапа номер два.  Для тех, кто готов сделать следующий шаг и исследовать глубину того, что принято называть саморазвитием. Для читателей с серьезными намерениями.

▪ Каждый месяц на страницах этого блога открыто публикуются тексты из архива закрытой рассылки. Чтобы получать уведомления о свежем тексте и не пропустить дискуссию по теме, подпишитесь на мой ТГ канал >> Там же публикуются все свежие заметки на полях о стройке и жизни.

▪ И главное. Все мои силы и помыслы сегодня посвящены строительству ретритного центра и фридайвинг-центра на острове Сумбава в Индонезии. Как я дошла до жизни такой и что из этого вышло — с самого начала>>

Ну и если вдруг… может быть… почему нет…  вы желаете попасть в мои сети 😏… я рядом: и Instagram  Facebook VKontakte и опять же Telegram.

6 Comments

  1. Эдуард Могилёвцев 14.05.2021at21:23

    Спасибо, Олеся!
    В начале последнего предложения опечатка. «Ведь настоящая мотивациИ… «, нужно заметить на «мотивациЯ».))

    Reply
    1. Олеся Власова 15.05.2021at02:16

      Поправила, спасибо)

      Reply
    2. SvetlanaN 19.05.2021at22:10

      Спасибо, очень много освободилось внутри лишнего, накопленного в результате изучения всяких там книг про, мотивацию, волю, планирование. Все нужно тестить на себе, адаптировать. А то где то даже написано, что самое неприятное дело нужно утром делать, чтобы типы освободиться от него. У меня все сворачивается от таких идей) Благодарю за разумные зерна, полезную информацию, личный опыт, щедрость и ваш труд.

      Reply
  2. Елена 15.05.2021at09:23

    Спасибо, Олеся,
    я тоже у Вас очень многое почерпнула. Очень 🙂
    Тема совпадения внутреннего и внешнего завораживает, когда чувствуешь и наблюдаешь, как это работает изнутри. Я с графиком уже более менее разобралась, но Ваша статья подкинула мне новых идей.

    Лена

    Reply
    1. Олеся Власова 15.05.2021at10:33

      Лена, всегда ваша)

      Reply
  3. Юлия 17.06.2021at14:35

    Олеся, благодарю! С вашей подачи взглянула на свой список дел, расписала по часам, буду анализировать эффективное время для каждого!

    Reply

Давай обсудим

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *